Суд над дагестанским журналистом и пожизненный срок "авторитету" из Осетии. Итоги недели

Приговор дагестанскому журналисту Абдулмумину Гаджиеву, решение Европейского суда по делу о похищении гея в Чечне, смягчение срока матери чеченских активистов Зареме Мусаевой и пожизненное заключение для криминального авторитета Аслана Гагиева – об этом и не только в 149 выпуске подкаста Кавказ.Реалии.

Слушайте подкаст там, где это удобно вам:

YouTube
Apple Podcasts
Spotify
Castbox
Google Podcasts
Podcast.ru

17 лет журналисту Гаджиеву

Дагестанского журналиста, редактора отдела “Религия” газеты “Черновик” Абдулмумина Гаджиева Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Семь лет из назначенного срока он должен отбыть в тюрьме.

Его признали виновным по статьям об участии в деятельности террористического сообщества, организации его финансирования и участии в экстремистском сообществе. Сам журналист вину не признал. Правозащитный центр “Мемориал” объявил Гаджиева политическим заключенным, а международная правозащитная организация Amnesty International – узником совести. Освободить Гаджиева требовали также “Репортеры без границ” и международный Комитет по защите журналистов.

Дело Гаджиева – одно из самых резонансных в Дагестане за последние годы. Напомним его историю. Журналиста арестовали летом 2019 года. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались глава благотворительного фонда “Ансар” Абубакар Ризванов и программист Кемал Тамбиев — их приговорили к 18 и 17,5 годам колонии.

По версии обвинения, все они работали на проповедника Исраила Ахмеднабиева, известного как Абу Умар Саситлинский. Гаджиев якобы отвечал за его пиар, а Ризванов и Тамбиев занимались сбором средств на благотворительность. Прокуратура настаивала, что часть этих денег была отправлена на поддержку террористов.

Саситлинский – известный исламский проповедник родом из дагестанского села Ново-Саситли. Он создал благотворительный фонд “Ансар”, который в России обвинили в сборе денег для нужд экстремистской группировки “Исламское государство”. В одном из интервью Гаджиев заявлял, что Абу Умару Саситлинскому в допросах свидетелей уделяется гораздо больше внимания, чем самим подсудимым.

Адвокат журналиста Арсен Шабанов заявлял, что суду не было представлено ни единого доказательства вины Гаджиева, в частности, версию обвинения подтвердили только засекреченные свидетели, которые отказались ответить на дополнительные вопросы в суде.

Во время судебных заседаний ряд свидетелей по делу Гаджиева отказался подтвердить свои зафиксированные протоколами следствия показания. Так, свидетельница Альбина Мураткова заявила, что в суде зачитаны не те показания, которые она давала следователю. Ранее часть своих показаний в суде отказались подтвердить Азамат Алиев и Александра Кацаева, которые занимались сбором денег для детей в Сомали и Дагестане, а также Магомед Патлухаев, завхоз в школе хафизов в селе Новосаситли, и осужденный за финансирование терроризма Шамиль Кадыров. Более того, Аида Хайты и Султан Омаров, также осужденные по террористическим статьям, сказали, что их показания были получены в результате давления и угроз.

Гаджиев сообщил, что намерен обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях, добавив при этом, что не думает, что в апелляции можно будет “что-то кардинально изменить”.

В комментарии для редакции Кавказ.Реалии об этом деле говорит супруга журналиста Дана Гаджиева:

“Встречные вопросы возникают сразу. Зачем тогда столько лет тянулся этот процесс? Зачем каждый день на это деньги из бюджета тратить, проводить заседания? Эти экспертизы проводить, этих свидетелей приглашать. Прокурор каждый раз в Ростов за 900 километров едет. Какая-то искусственная волокита создается, зачем? Просто это работа всей этой системы показательная, искусственная, а по сути ничего не происходит, ничего не рассматривается, никакое мнение не учитывается. На мой взгляд, вообще все подневольные”.

Решение ЕСПЧ по похищенному в Чечне гею

Европейский суд по правам человека присудил 52 тысячи евро компенсации компенсацию похищенному в Чечне кадыровцами Максиму Лапунову. Он подвергся пыткам из-за гомосексуальной ориентации. Лапунов стал первым, кто открыто заявил о преследовании гомосексуальных людей в Чечне, отмечает кризисная группа “СК SOS”.

Расследование по делу Лапунова в России было проведено неэффективно, считает ЕСПЧ. Были нарушены статьи о запрете пыток, праве на свободу и личную неприкосновенность и о запрете дискриминации. Лапунов подал жалобу в мае 2018 года, после того как получил отказы из всех судов в России.

Полиция не хотела рассматривать его дело, и даже вмешательство уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой не помогло добиться справедливого расследования, указывают правозащитники.

Лапунов родился в Омской области, а в Чечню приехал в 2015 году, чтобы работать ведущим мероприятий, указано в его карточке на сайте СК SOS. Весной 2017 года в самом центре Грозного его похитили люди штатском и поместили в неофициальную тюрьму для геев. Силовики избивали его, пытаясь получить показания о других гомосексуалах в республике и вынудили оставить отпечатки пальцев на оружии – чтобы использовать это как рычаг для давления на него.

Максима заставили записать видео с признанием в гомосексуальности и отпустили через 12 дней после задержания. В случае разглашения информации о произошедшем ему угрожали убийством, сообщали в СК SOS. Он обратился к правозащитникам и подал заявление в полицию. В ноябре 2019 года Лапунов покинул Россию.

Глава Чечни Рамзан Кадыров в интервью американскому телеканалу HBO заявлял что геев в республике нет. При этом он назвал их “нелюдьми” и проклял. Правозащитники сообщали, что массовые облавы на геев в Чечне начались в конце 2016 года и не прекращаются по сей день.

Смягчение срока Зареме Мусаевой на полгода

Верховный суд Чечни смягчил на полгода приговор Зареме Мусаевой — матери оппозиционеров братьев Янгулбаевых. Срок ей снизили с пяти с половиной лет колонии общего режима до пяти лет колонии-поселения. Суд признал смягчающим обстоятельством ее хронические заболевания. Мусаева будет отбывать наказание в Чечне. Правозащитники считают преследование политически мотивированным, адвокаты неоднократно заявляли о фальсификациях в деле.

Это решение для подкаста Кавказ.Реалии комментирует сын Мусаевой, правозащитник Абубакар Янгулбаев:

“Я понимаю, что это решение – максимально возможно мягкое в нынешних условиях. Они заменили пять с половиной лет на пять и это дало им возможность заменять колонию общего режима на колонию-поселение. Это сразу же – на бумаге – ставит вопрос о том, что моя мать провела более трех лет с СИЗО и ей остается отбыть менее двух лет. По таким наказаниям закон дает возможность выйти по УДО, и в этой ситуации у нас появились сильные шансы на совсем скорую свободу для моей матери”.

Дело Мусаевой по апелляционной жалобе адвокатов Александра Немова и Александра Савина рассматривала тройка судей в Верховном суде Чечни. До заседания двое судей взяли самоотвод — они были знакомы с супругом Зеремы, бывшим федеральным судьей Сайди Янгулбаевым и работали с ним. Адвоката Немова также не было на заседании. Интересы Мусаевой представлял Александр Савин. Перед оглашением апелляционного приговора он заявил о слежке, сообщила “Команда против пыток”. По данным правозащитников, неизвестный сфотографировал адвоката прямо перед зданием Верховного суда Чечни.

В июле перед оглашением приговора в суде первой инстанции в Чечне жестокому нападению подверглись журналистка “Новой газеты” Елена Милашина и адвокат Александр Немов. Неизвестные били их ногами и угрожали убить, приставляя оружие к голове. Милашина рассказала, что нападавшие угрожали ей убийством, если она вернется в Чечню.

Срок наемнику Вагнера за убийство в Ростове

Помилованного президентом Владимиром Путиным бойца ЧВК “Вагнер” Сергея Руденко приговорили к 11,5 годам колонии за убийство хозяйки съемной квартиры в Ростове-на-Дону.

В апреле 2023 года Руденко вернулся с войны против Украины, сообщает телеграм-канал “Астра”. Во время просмотра съемной квартиры он поспорил в 52-летней хозяйкой из-за стоимости аренды. Бывший вагнеровец начал душить ее шнурком, а потом нанес несколько ударов ножом.По данным телеграм-канала “Don Mash”, Руденко ударил жертву ножницами в шею и сбежал, взяв с собой ее телефон. Пострадавшая умерла на месте.

Сообщается, что экс-наемник полностью признал свою вину.

В 2018 году Руденко приговорили к 10 годам лишения свободы за убийство сожительницы. Он задушил ее во время ссоры, а потом попытался сымитировать ее самоубийство. Однако осужденный успел отбыть только половину срока – из колонии он ушёл воевать против Украины.

Приговор криминальному авторитету Гагиеву

Южный окружной военный суд приговорил к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима криминального авторитета из Северной Осетии Аслана Гагиева (по прозвищу “Джако”). Его признали виновным в руководстве преступным сообществом и организации убийства шести человек.Группировка Гагиева существовала девять лет – с 2004 по 2013 год – и насчитывала более 46 участников, говорится в сообщении Следственного комитета. Группировке приписывают около 60 убийств в Москве, Подмосковье и Северной Осетии. Силовики считают, что банда выполняла заказные убийства, причем часть из них якобы заказал сам Гагиев.

На первых же заседаниях Аслан Гагиев признался в убийстве вице-премьера Северной Осетии Казбека Пагиева, назвав заказчиком преступления бывшего депутата Госдумы от “Единой России” Зураба Макиева. Гагиев требовал от следствия официально назвать всех, кто заказывал ему убийства – в том числе действующих чиновников.

По данным следственного комитета, осуждены уже 24 участника “банды Гагиева”, семь человек объявлены в розыск, еще семь – были убиты из-за конфликтов внутри группировки.

Путин наградил муфтия Чечни

Президент России Владимир Путин наградил почетной грамотой муфтия Чечни Салаха Межиева с формулировкой за большой вклад в “межрелигиозные и межнациональные отношения”. Ранее Межиев называл полномасштабное вторжение России в Украину джихадом – то есть “священной войной”.

Глава Чечни Кадыров назвал работу Межиева “очень важной” для сохранения “духовной составляющей чеченского общества”.

Салах Межиев известен активной поддержкой режима Кадырова. Он не ограничивается “духовными” вопросами и делает заявления политического характера. Так, после внесения членов семьи Рамзана Кадырова в санкционный список США духовное управление мусульман Чечни обвинило Госдепартамент в “поддержке террористических организаций” и заявило, цитата, что “эти санкции введены против Ислама и чеченского народа в целом”, конец цитаты.

Религиозные деятели в Чечне призывают отправиться на войну против Украины всех жителей Северного Кавказа и вообще всех мусульман России. Тех, кто пытается уклониться, Рамзан Кадыров обвиняет в “трусости, предательстве и второсортности”.

YouTube
Apple Podcasts
Spotify
Castbox
Google Podcasts
Podcast.ru <p> <a href="https://www.kavkazr.com/a/sud-nad-dagestanskim-zhurnalistom-i-pozhiznennyy-srok-avtoritetu-iz-osetii-itogi-nedeli/32593921.html">&raquo;&nbsp;Original...</a> </p> <p>#Россия #Кавказ</p>